Яровая предложила закон о едином учебнике.
П.А. Пожигайло получил приглашение на заседание комиссии Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы, который возглавляет Яровая Ирина Анатольевна. В качестве общественного эксперта по учебникам литературы он взял с собой и Н.А. Лобастова.
19 мая 2014 года в Госдуме в комитете Яровой собрались единомышленники, чтобы обсудить тему "Базовая линейка учебников по русскому языку, литературе и истории Отечества как основополагающий элемент культурного пространства России" и новый проект закона И.А. Яровой. Ирина Анатольевна предложила на рассмотрение проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»", в котором, в частности, говорится: "Федеральные государственные образовательные стандарты, …по которым осуществляется обучение в организациях начального, основного общего и среднего общего образования, закрепляются в общей линейке базовых учебников по учебному предмету "История", "Русский язык" и "Литература"». Инициатива настолько смелая и неожиданная для нашего времени, что уже в начале обсуждения последовал вопрос: "Это означает, что у нас будет только один учебник по этим предметам?" Ответ Ирины Анатольевны был краток и категоричен: "Да!"
Базовый учебник (имеется в виду вся линейка, т.е. группа учебников с 1 по 11 класс) по предложенному закону должен быть, как в советские времена, один в государственной школе. Вопрос о частных школах будет еще обсуждаться, хотя и они должны опираться на единый государственный стандарт. В проекте закона также сказано: "Образование по указанным учебным предметам может дополнительно осуществляться по учебным предметам может дополнительно осуществляться по учебным пособиям, разработанным органами государственной власти субъектов Федерации с целью обеспечения региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ, которые не должны противоречить концепции, изложенной в общих линейках базовых учебников…".
Чем руководствовалась Ирина Анатольевна, предлагая такой смелый проект? Во-первых, требованием Конституции, отметила она. Разве наше образование не носит название – "общее"? Почему же эту общность пытаются разрушить, раздробить, уничтожить? Какой смысл во множестве учебников, разве у нас с вами не одна история, не одна культура? "В Конституции говорится об общем среднем образовании - это предполагает общность и целостный подход", - заметила Яровая. Во-вторых, депутат неоднократно вспоминала о правах наших детей. "Кто-то получит хорошие учебники, кому-то повезет меньше. А сдавать будут по одному стандарту. Это дискриминация детей, ведь тесты не учитывают этого". На претензию, не свяжет ли единый учебник творчество учителя, она ответила, что простор для творчества каждого преподавателя остается огромный. Разнообразная дополнительная литература, творческая подача материала педагогом – вот это должно иметь индивидуальный подход.
Набор учебников для российских школьников приближается к 3 тысячам, - удивлялась Яровая. "Такое количество учебников обеспечивает только коммерческий интерес издателей, но не создает никакого образования и воспитания. Нам нужно определить концептуальный подход", - призвала она. "Образование – это прежде всего воспитание".
"Я бы хотела, чтобы мы узнали, насколько привнесенные либеральные подходы сообразуются с принципами образования. Ведь сейчас происходит подмена понятий, несмотря на то, что многие люди говорят про вариативность и разнообразие. На первое место давно вышла товарно-денежная конкуренция в издательстве учебников, причем - за деньги государства. Нам из всего этого надо оставить главное, дать общее и качественное образование. Язык и литература охраняют душу народа, они являются в историческом формате не только носителями информации и нравственности, но и того, что сформируется дальше", - заключила Яровая.
В зале не было оппонентов, там собрались единомышленники, которые дружно поддержали Яровую. Ирина Анатольевна заметила, что с ее позицией, скорее всего, согласно большинство в России, но в СМИ проникают лишь сторонники либеральных взглядов, создают шум и видимость большинства. Она призвала присутствующих активнее выступать в СМИ.
На заседании выступили протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л.Н. Глебова, заместитель министра образования В.Ш. Каганов, П.А. Пожигайло, Лобастов и другие.
В конце выступила мать, имеющая 8 детей, пятеро из которых учатся в школе, причем, в разных школах и по разным программам. Они даже в семье не понимают друг друга, и старшие не могут помочь младшим! Яровая на это воскликнула: "А что говорить о всей стране, если даже в одной семье вариативность вносит такой раздор!"
Впервые после перестройки сделан такой серьезный шаг назад от либеральных экспериментов. Но впереди предстоит широкое обсуждение этой проблемы, и легким оно не будет, так как за 20 лет семена либерализма дали широкие всходы.
Н.Лобастов
Комментарии